В настоящее время стало популярно использовать такой метод исследования, как SWOT-анализ. Название метода - это аббревиатура, которая произошла от использования первых букв определенных английских слов, обозначающих сильные и слабые стороны, угрозы и возможности для субъекта. Как правило, этот вид анализа применяется в отношении предпринимательства и под субъектом понимается любое действующее лицо - человек, предприятие. Но SWOT-анализ можно применить и в отношении как отрасли экономики, так и государства или региона.
Сильные и слабые стороны в SWOTе.
В ходе исследования определяются сильные и слабые стороны субъекта. Под этим понимаются те или иные качества субъекта, т.е. одни качества позволяют, а другие откровенно мешают для осуществления задуманного. Таким образом определяется то, что необходимо усилить, чтобы добиться желаемого результата.
Возможности в SWOTе.
Под возможностями понимаются выгоды, которые может получить субъект от рынка в ходе реализации проекта. Имеется в виду, что кроме непосредственного результата от проекта, субъект дополнительно получает косвенные бонусы.
Угрозы в SWOTе.
Под угрозами понимаются такие силы или такие обстоятельства, действие которых могут помешать осуществлению проекта. К таким силам можно отнести как природного характера (катаклизмы), так и общественного (политическая и экономическая нестабильность). В зависимости от масштаба проекта субъект может оценивать угрозы как в широком смысле, так и в узком, имея в виду только конъюнктуру рынка.
Основные трудности в осуществлении анализа.
Сразу можно отметить сложность этого анализа. Он заключается в том, что анализ предполагает наличие широкого кругозора у исследователя, который должен обладать не только знаниями многих наук, но и знать основные законы развития общества, а это современному человеку в силу разделения труда сделать невозможно. Поэтому в качестве основной рекомендации можно назвать - осуществление SWOT-анализа группой исследователей, по принципу "одна голова хорошо, а две лучше". Например, в группу можно включить представителей разных служб предприятия - бухгалтеров, продавцов, топ-менеджеров, финансистов, работников технических специальностей. Таким образом возможно, в некоторой степени, снизить вероятность ошибок.
Другим моментом сложности осуществления SWOT-анализа следует назвать субъективный взгляд на вещи или субъективные знания, называемые мнением: практическому работнику очень сложно абстрагироваться от повседневных дел и представить ход экономического развития объективно (научно). Поэтому групповое осуществление SWOT-анализа не гарантирует точность и изначально содержит в себе ошибки из-за различных мнений.
Таким образом, сделать SWOT-анализ более или менее объективным, свободным от различных мнений, а, следовательно, убедительным и обоснованным довольно сложно. Поэтому, планируя осуществить данный вид исследования, следует пригласить сторонних специалистов-консультантов, обладающих необходимыми знаниями и опытом.